Поиск в Банке рецептов |
|
|||||
|
|||||
|
Главная
Фотоальбом
Мюнхен, церковь ВИС, Скорбящий Спаситель, фото
Мюнхен, церковь ВИС, Скорбящий Спаситель, фотоНедалеко от Мюнхена, в местечке Вис, есть удивительное место, церковь ВИС, куда стекаются паломники со всего мира. Меня удивило это место дважды. Во-первых, необычным неканонизированным образом Иисуса Христа. Во-вторых, великолепно построенным храмом в стиле рококо.
Послание церкви Вис, как и сама церковь, является радостным и светлым, говорящим о том, что человек, любимый и принятый Богом вопреки всем его слабостям, имеет в жизни только одну цель, к которой он идет, полный надежд и доверия. Это архитектурное произведение, созданное братьями Доминикусом и Иоганном Баптистом Циммерманнами из Вессобрунна, было несколько лет назад внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и стало достоянием мировой культуры. История 1. Скорбящий Спаситель в церкви ВИСВ 1730 году в местечке Штайн-гаден в Прэмонштратенском монастыре на Страстной неделе для процессии в Великую пятницу (когда вспоминают распятие и смерть на кресте Иисуса Христа), священник Магнус Штрауб и монах Лукас Швайгер сделали деревянную фигурку "Скорбящего Спасителя". Они обмотали щиколотки и руки Христа льняной тканью и раскрасили ее.
Эта фигурка с кровавыми ранами из-за сострадания при взгляде на нее приводила верующих в состояние чрезвычайно "сильного аффекта". Я тоже испытала очень сильные чувства, увидев ее. Смятение, удивление и даже в какой-то мере страх. Позднее из-за ее очень печального образа фигурку больше не брали для процессии, оставив ее (в 1734 году) на чердаке постоялого двора, примыкающего к монастырю. Там ее и оставили до тех пор, пока 4 марта 1738 года крестьянка Мария Лори, кума хозяина двора, в канун Пасхи во время уборки дома не достала фигурку с чердака и не перенесла ее к себе на крестьянский двор в местечке Вис. Крестьянка высоко почитала фигурку Христа, а в ночь на 14 июня 1738 года во время вечерней молитвы произошло чудо: из глаз фигурки выступили слезы. Это чудо положило начало паломничеству в местечко Вис изо всех уголков Европы. Такому, что вскоре, сооруженная в 1740 году в поле маленькая часовня и прилегающее к ней деревянное строение не стали вмещать в себя всех паломников, желающих попасть в Вис. История 2. Создание храма в ВИСТогда, в 1743 г. аббат Гиацинт Гасснер из Штайнгадена дает задание Доминикусу Циммерманну подготовить первый проект церкви Вис. Храм строился 11 лет. Фигура Скорбящего Спасителя стала центральным местом паломничества. Вскоре уже повсюду стали строиться часовни, возводиться церкви и создаваться картины с изображением Скорбящего Христа.
В своей книге "Истинное происхождение и развитие паломничества к Скорбящему Спасителю в Вис" пастор Бенно Шрёфль писал в 1779 году: "Что я еще могу добавить к сему благоволенному потоку, распространившемуся по всей Европе? Люди приезжают сюда даже из России из Петербурга, из Швеции из Гётеборга, из Голландии из Амстердама, из Дании из Копенгагена, из Норвегии из Кристианенбурга (Осло), из Нима во Франции и из Испании. И изо всех тех немецких провинций, прилегающих к королевству". И по сей день в церкви большое количество посетителей со всего мира. Авторы храма в ВИСБратья Циммерманн являются выдающимися деятелям искусства периода Баварского рококо. Они происходят родом из небольшой деревушки Гайспойнт, принадлежавшей тогда Вессобруннскому монастырю в округе Вайлхайм - Шонгау. До и после братьев Циммерманн выходцы из этой деревушки были многочисленными мастерами, ваятелями, штукатурами и художниками периода барокко. Их произведения можно встретить по всей Европе, во Франции, в Польше и России. Доминикус Циммерманн (род. в 1685 г. в Вессобрунне, умер в 1766 г. в доме, построенным им рядом с церковью Вис) был мастером-штукатуром, мастером по мрамору и гениальным художником своего времени. Доминикус обучался ремеслу у местного мастера Иоганна Шмутцера. После этого он работал в господском доме Херкоммера. В 1716 году он стал свободным гражданином. С этого момента он работал свободным художником. Венцом его творческого пути стала церковь Вис, одна из красивейших церквей в стиле рококо.
Стареющий ваятель не мог расстаться со своим самым лучшим творением, со своим зрелым произведением - церковью Вис. Он построил вблизи церкви себе дом, в котором он прожил до самой смерти.
Сейчас в этом доме кафе, где можно вкусно пообедать. Иоганн Баптист Циммерманн, брат Доминикуса, (род. в 1680 г. в Вессобрунне, умер в 1758 г. в Мюнхене, будучи уже придворным художником) был высоко признанным мастером по фрескам и мастером-штукатуром своего времени. К его творениям относятся росписи в таких известных местах, как в Андексе, во дворце Нюмфенбург, в Вемдинге, Вейарне, в известной церкви на острове Херренкимзее и во многих других местах. Он проводил штукатурные работы в церкви Вис и вдохновленный священником из Штайнгадена расписывал потолочные фрески в церкви, теологическая тематика которых затрагивает такие аспекты, как исцеление, прощение и воплощение. Бальтазар Август Альбрехт (1687 - 1765), придворный художник из Мюнхена, создатель алтаря. Главный алтарьДвухуровневое помещение у алтаря образует полукруг и завершается светлой ложей с колоннами.
Это единственная картина в церкви, которая была создана не в местечке Вис. Написана она была художником Б. Альбрехтом в его мюнхенском ателье. Младенец Христос (с распростертыми руками, как бы предчувствуя свое распятие на кресте) - среди своей семьи: он сидит на коленях у своей матери Марии, повернувшись лицом к Иосифу, справа - Елизавета со своим сыном Иоанном Крестителем, на заднем плане справа - Иоаким, дед Христоса, в центре картины изображена бабушка Христа - Анна. Слева за Иосифом - отец Иоанна Крестителя, Захарий. Семья изображена перед гробом Давида, показывая тем самым происхождение Христа из рода Давида. Ангел одет в пурпурно-красную накидку, "королевскую" мантию Иисуса, которой его накрывают в момент возложения на его голову тернового венца.
Колонны с лепным украшением, многократно отшлифованные и отполированные с целью получения необходимых оттенков, соответствуют определенной художественной символике. Пеликан
Над картиной Спасителя можно увидеть фигуру пеликана. Меня потрясла история, связанная с этой птицей. В момент крайней опасности, когда мать не может найти для своих детей пищу, она, по легенде, разрывает себе грудь и кормит их собственной кровью. Так образ пеликана является символом, отражающим действия Христа, чье сердце пронзило копье солдата, и который ценой своей смерти подарил нам жизнь. Роспись на потолкеСвод основного помещения церкви не является сводом в привычном смысле этого слова, скорее это полуплоский потолок, укрепленный по центру крыши. Он поднимается по галтели всего лишь на 2,5 метра и представляет собой достаточно плоский купол. За счет перспективного изображения вечных ворот и Божьего судебного трона, а также за счет изображения радуги по своду, мастеру по фрескам удалось создать иллюзию купола, гигантски поднимающегося вверх. В действительности же он как бы "подвешен" по оси, что позволяет ему оставаться "без напряжения".
Архитектурный ансамбль церкви Вис в светлом стиле рококо стал результатом удачного сочетания картин и лепной работы. В центре фрески изображен воскрешенный Христос. Как на троне восседает он на радуге, которая символизирует примирение и приверженность Богу, прокладывающему для нас мосты, начиная с времен Всемирного потопа и Ноева ковчега вплоть до последнего дня, когда явится нам Христос во всем своем великолепии. Он указывает на светящийся крест как на символ любви до конца своих дней. Христос изображен в окружении ангелов (посередине - дева Мария с нимбом и с крыльями, как у ангелов) и апостолов справа и слева. Ангелы трубят в трубы, предвещая конец света и оповещая о том, что трон для Страшного суда уже готов. Но Христос не занял (пока) своего места на скамье судьи, а изображен на радуге и указывает на свое открытое сердце, полное любви, как на единственное место, откуда Бог будет проводить свой суд в справедливости и сострадании. Это как раз та дань, которую каждый человек и все человечество должны ещё будут заплатить во имя любви и справедливости. Ворота в вечность пока еще не открыты. Каждый должен найти время на "тварное бытие", на скромное и доброе выполнение всех наших задач.
Особенностью церкви Вис является, например, изображение ангела у трона, плавно переходящее в лепной рельеф. Хоры
Хоры подкупают своей прекрасной архитектурой с колоннообразными строениями и оконными проемами прямоугольной формы. Здесь бросаются в глаза красный и синий цвета: красный цвет, как бы "восходящий" по алтарным колоннам, является символом крови и принесенной жертвы, а "стекающий" по колоннам вниз до балдахина светло-синий цвет является символом милости и расположения Божьего. Хоры отличаются великолепной игрой света и тени: наверху - легкое "воздушное" освещение, на уровне церковной статуи освещение становится более темным, как бы символизируя мрачность заключения Христа. Подчеркивая особую святость этой части церкви, хоры отделены от остального помещения специальным ограждением для причастия, украшенным ценной инкрустацией. Производят впечатление шесть фигур, сделанных Эгидиусом Ферхельстом: слева от алтаря Пророк Исайя со свитком в руках, где написано "Кто в состоянии описать его происхождение?". Справа - другой пророк (возможно Малахия). У колонн - четыре Евангелиста: Матфей (ангел), Лука (телец), Марк (лев), Иоанн (орёл).
Роспись на потолке относится к одной из самых красивых росписей в стиле барокко. Несмотря на испытание временем, все краски сохранили свою насыщенность и оригинальность и до сих пор не нуждались в реставрации. Мы можем наслаждаться этой росписью в том виде, как она была создана художником Иоанном Баптистом Циммерманном. Как бы по спирали вверх Ангелы приносят орудия Страстей Господних и представляют их перед Богом: столб бичевания (на подножии которого И.Б. Циммерманн оставил свое имя), бич, крест с гвоздями, копие, губка, терновый венец и плащаница от Вероники. Боковые проходы
В церкви Вис есть два боковых прохода, что является отличительной чертой церквей, построенных для паломничества. Тем самым создается возможность обойти центральную фигуру со всех сторон. Эти проходы лишь минимально украшены изображениями и свечами (пожертвования), многие из которых были потеряны, отдельные экземпляры хранятся в церковном музее. Боковые проходы позволяют посетителю как можно ближе подойти к фигуре Спасителя для передачи пожертвований. Многочисленные записки с молитвами и письма с благодарностью выложены здесь. Их может прочитать любой желающий. Решетка из кованого железа, за которой выставлены свечи, является примером высокого мастерства и предположительно сделана по проекту мастера Доминикуса Циммерманна. Трон для проведения Великого суда
В церкви часто встречаются красный и сине-голубые цвета: пурпурно-красный цвет трона указывает на великую щедрость того, кто будет на нем восседать, прежде отдав за нас свою кровь и жизнь во прощении "наших грехов". Синева покрывала, мягко "спадающего" вниз и как бы обрамляющего место судьи, символизирует благоволение и милость Божию. У трона стоят ангелы, в руках раскрытая книга, повествующая о жизни и истории человечества. В церкви часто встречаются красный и сине-голубые цвета: пурпурно-красный цвет трона указывает на великую щедрость того, кто будет на нем восседать, прежде отдав за нас свою кровь и жизнь во прощении "наших грехов". Синева покрывала, мягко "спадающего" вниз и как бы обрамляющего место судьи, символизирует благоволение и милость Божию. У трона стоят ангелы, в руках раскрытая книга, повествующая о жизни и истории человечества. Небесные ворота
Напротив трона видны пока еще закрытые ворота в вечность, оповещая о скором новом будущем: "...и времени уже не будет". Хронос, символизирующий время, лежит на полу, из рук его выпали песочные часы, которые он не смог удержать, а также коса, с помощью которой он собирает последний "большой урожай" и прерывает нить человеческой жизни. Слева на картине виден ангел, выходящий из воды на сушу. В руках он держит книгу Божественных таинств, о которых необходимо еще оповестить. Ангел клянется вечно живущим Творцом и землей и оповещает о том, что "времени уже не будет". На картине голова змеи соединяется с хвостом, образуя кольцо, символ вечности, которая уже наступает. На двери изображен крест, символизирующий "ключ" к небесным вратам. Доминик Цимерман, гений своего времени, создал произведение, которое по сей день восхищает людей, делает их благодарными за чудо творения и за Дух человека. Небесные ворота предстают перед глазами посетителя еще раз при выходе, когда он покидает церковь через "наземные" ворота. Церковная кафедра
Кафедра для проведения проповедей, полная духа и жизни, как бы поднимается из вихрей и потопов. Украшенная лепной работой, она стала великолепным форумом для провозглашения слова Божьего. Основной тематикой здесь является послание Святого Духа на Троицу (голубь в верхней части кафедры). Во время шторма Божественный Дух является апостолам, чтобы научить их, как провозгласить миру радостную весть о Христе. Не угроза, а призыв обратиться к духу Божественному исходит от этой кафедры: "Кто верует, да изойдут от него потоки святой воды". И будет дана им вера, оказывающая поддержку, будет дана ему надежда, которая никогда не теряется и любовь к Богу и к людям, которая придает смысл и радость жизни. Вышесказанное подтверждают три образа. Это крест (означает веру), якорь (означает надежду), пылающее сердце (означает любовь). Для выполнения слов Апостолов недостаточно быть "только слушателем слова Божьего, а надо претворять его в жизнь", эти слова можно прочитать на двери церковной кафедры. Кафедра завершается изображением глаза Божьего на зеркальной поверхности лучеобразного венца. Ангел указывает посохом Моисея на заповеди Божьи, важнейшие жизненные законы, за которые благодарит Иудей на Иудейскую Пятидесятницу, подчеркивая их вечную силу. Из любви, опирающейся на Заветы, исходит святая вода, дающая всему жизнь; она истекает именно из этой любви, а не только из слепого выполнения их законов. Слово Божие доносилось разными путями через избранных пророков Божьих, считающихся великими проповедниками западноевропейской церкви, символы которых украшают церковную кафедру Вис. Это: плетенный улей (Амвросий), корона (папа Григорий Великий), голова льва (Иероним/Еримей), сердце (Августин). Орган
Каждый паломник наслаждается прекрасной гармонией органной музыки, созданной для церкви Циммерманном, и проникается ее полнотой, состоящей из элементов искусства, теологии, света и музыки, понимает слова, сказанные по этому поводу заказчиком строительства, аббатом Марианусом II. Аббат Марианус II Майер, основатель церкви Вис, провел здесь практически всю свою жизнь, вплоть до смерти в 1773 г. На окне в зале прелата он "написал" бриллиантом своего кольца по стеклу: "Hoc loco habitatfortuna, hicquiescitcor". "Здесь живет счастье, здесь сердце найдет покой!" Фронтовая часть органа гармонично сочетается с балюстрадой и балконной решеткой. По центру - монограмма аббата Мариануса II Майера. Орган был изготовлен для церкви Вис в 1775 г. мастером Иоганном Георгом Хёртерихом из Миндельсхайма. В общей сложности орган насчитывает 42 звуковых регистра. Корпус органа соответствует оригиналу, он был восстановлен во время реставрации в 1985 - 1991гг. Удачно сделаны хоры с органом: расширенные к западу над выступом, они открывают при этом элегантность и блеск западной части церковного строения, что, по словам Альфонса Затцгера, является "мелодией для глаз". Всего доброго! 2012 г. |
||||
|