Поиск в Банке рецептов |
|
|||||
|
|||||
|
Главная
Фотоальбом
Александров, Александровская Слобода
Александров, Александровская Слобода, фото, сентябрь 2008 г.Музей-заповедник "Александровская Слобода" - уникальный остров средневековья в пространстве маленького подмосковного города. Ныне это город Александров, расположенный в спокойном месте, где пунктиром проходящие еловые леса и березовые рощи напоминают один из пейзажей художника Михаила Нестерова.
Загородная резиденция Великого князя московского Василия III, выстроенная в начале XVI века с европейским комфортом, при Иване Грозном становится столицей опричнины, фактической столицей России, сердцем страны, куда устремились послы со всего света. Здесь завершилось создание единого государства Российского, заключались важнейшие политические соглашения, проходили пышные церемонии царских свадеб.
Из всего ансамбля Александровского кремля сразу выделяется Распятская церковь-колокольня, шедевр каменного шатрового зодчества XVI века. Именно с ней связана одна из самых романтичных и суровых легенд о первом полете человека на деревянных крыльях.
Источники утверждают, что "смерд Никита, боярского сына Лупатова холоп", смастерив деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе и в присутствии царя, "аки птица", полетел с Распятской колокольни. Полет оказался удачным. Перелетев крепостную стену, Никита приземлился на берегу реки Серой. А в царском указе об этом сказано: "Человек не птица - крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит. И за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело бросить свиньям на съеденье, а выдумку после священные литургии огнем сжечь". Подобные легенды в разных вариациях существуют не только в "Александровской Слободе". Но вероятным кажется, что этот факт имел место именно здесь, в самом сердце опричного террора, как противодействие вызов, как торжество человеческого самосознания. Через несколько столетий Распятская колокольня вновь становится символом свободолюбия. Предание гласит, что в начале XVII века (в 1611г.) во время польской интервенции несколько сот человек затворились в колокольне не желая сдаваться. Одна девушка, не пожелавшая стать добычей поляков бросилась вниз и разбилась насмерть. 56-метровая Распятская церковь-колокольня относится к редчайшим памятникам шатрового каменного зодчества. Если учесть, что многие шатровые церкви на Руси строились как храмы-памятники в ознаменование важных событий, то вполне допустимо, что доминанта кремлевского ансамбля Александровской слободы Распятская церковь стала символом объединения страны и укрепления самодержавия. Особенностью этого памятника является и то, что внутри его скрыто еще более древнее сооружение - церковь Алексея Митрополита. Ее почти полностью закрывают мощные пилоны и три восходящие друг над другом галереи колокольни. А венчающий все сооружение легкий по пропорциям, устремленный ввысь шатер завершает создание нового архитектурного образа торжественного и парадного храма-памятника. Монументальный и торжественный Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм Александровской слободы. Здание имеет форму куба, но массивность стен скрыта за счет того, что каждая из них разделена на три части и утоплена в полукруглых арках.
Собор отличается необычной толщиной стен (около двух метров), которые в древности были прорезаны узкими окнами. Мастерством реставраторов XX столетия такое окно раскрыто от поздних закладок на восточной стене памятника. Внешний облик собора XVI века был рассчитан на эффектное сочетание яркости красного кирпича и белого камня, из которых он выстроен. Это скрадывало тяжеловесность храма, как и утонченная резьба, его украшавшая, - три орнаментальных пояса в верхней части фасадов и на барабане под главой. Но особенно поразительно изысканное украшение западного портала собора - по богатству белокаменной резьбы одного из лучших порталов русского зодчества XVI века. Не менее торжественно и пышно внутреннее убранство дворцового храма, в стенах которого проходили важнейшие политические и духовные церемонии. Стены собора украшает роспись, посвященная Богоматери. Фрески храма, представляющие подробный изобразительный рассказ о земной жизни Богородицы, чудесах и явлениях ее иконы, относятся к редчайшим памятникам русского монументального искусства. Роспись дворцового храма царской резиденции, символизирующая особое покровительство Богоматери, отвечала духу своего времени, глобальной политике российских самодержцев, рассчитанной на укрепление могущества государства. Одним из наиболее впечатляющих особенностей храма являются Золотые Ворота - массивные резные дубовые двери, созданный новгородскими мастерами в 1336 году по заказу архиепископа Василия. Медные пластины врат украшает роспись золотом. Более 20 различных сюжетов, достаточно сложных по композиции, передают события, изложенные в Евангелии, и легенды, не вошедшие в канон, что поставило врата в ряд не имеющих аналогов памятников. С четырнадцатого века они украшали Храм Софии в Новгороде до тех пор, пока Иван Грозный не привез их в Слободу в 1570 году. В том же году он привез аналогичные ворота из Твери после захвата города опричниками. Исключительно нарядный, богатый и торжественный Троицкий собор с другими сооружениями Александровского кремля и сейчас хорошо сохраняет композицию царского комплекса, 500 лет назад поражавшего своей архитектурой даже много видевших иностранцев. К дворцовому комплексу принадлежит Успенская церковь.
Небольшая по объему, изысканных пропорций, она сохранила изначальную белокаменную резьбу из отдельных, красивого рисунка шестилепестковых цветов, обрамляющих южный портал. Успенский собор, как предполагается, был построен Василием III, отцом Ивана Грозного. Он несколько раз подвергался реконструкции, и теперь мало что осталось от его первоначального облика.
В полной гармонии с красивым интерьером Успенской церкви находятся редкие произведения живописи, древнее золотое шитье, рукописные и старопечатные книги, собранные в экспозиции "Сокровища трех веков", которая позволяет взглянуть на Успенскую церковь как на особый храм, имеющий большое историко-культурное значение.
Таинственные подвалы Успенской церкви связывают с преданиями о загадочной государевой трубе, которую знатоки местной старины считают подземным ходом царского кремля.
Местное предание рассказывает и о подземном ходе из царского дворца, шедшем в XVI веке от Успенской церкви к реке Серой. Немец-опричник Генрих Штаден писал о подземном ходе, в котором на тройке лошадей МОЖно было проехать до Старой Слободы или к реке Серой. Подобные подземные ходы были необходимой принадлежностью военных сооружений и XVII веке. В документах Успенского женского монастыря содержится следующая запись: "А в монастыре под церковью Успения погреб с выходом. Под погребом же палатка кладовая". Возможно, это и был тайник или так называемая "труба государева двора". А у жителей с. Махры бытует легенда о подземном ходе, соединявшем в XVI веке Махру с Александровой слободой, что позволяло Ивану Грозному внезапно появляться в Стефано-Махрищском монастыре и при желании столь же внезапно исчезать.
Тем не менее, "труба государева двора" до сих пор не найдена. Возможно, ее основательно заложили камнем при монастырском строительстве или ремонте. Однако хочется верить, что ежегодные раскопки на территории музея, проводимые силами московских и петербургских археологов, позволят в один прекрасный день если не прогуляться по подземному ходу, то хотя бы заглянуть в него. Хотя смысл выражения "царская труба" может быть совсем иным. Известно, что на Государевом дворе Александровской слободы имелись вместительные пруды, в которых ловили рыбу для царского стола, большая система каналов и шлюзов, что позволяло наполнять водой оборонительный ров, окружавший крепость. Возможно, "труба" это ни что иное, как комплекс гидротехнических сооружений.
К северо-востоку от Распятской церкви-колокольни, на высоком белокаменном подклете, возвышается Покровская церковь, шатер которой изнутри несет уникальную фресковую роспись, не имеющую аналогов в русском монументальном искусстве.
Выстроенная в три яруса, Покровская церковь имеет уникальные подвалы, дворцовые палаты и храм, завершенный шатром оригинальной конструкции. Построенная в период интенсивного великокняжеского строительства в Александровской слободе, когда был создан Государев двор с многочисленными каменными дворцами и храмами, деревянными теремами, переходами между ними, хозяйственными постройками, крепостными стенами и въездными воротами, эта церковь вобрала в себя и сохранила черты дворцовой архитектуры. Под сенью шатра Покровской церкви царь совершал долгие молитвы и размышлял о судьбе России. Вероятно по его заказу церковь была расписана в 1570-е годы.
Достаточно камерный храм, рассчитанный только на царскую семью, примыкал к обширному парадному дворцу, где могли проходить торжества государственного масштаба - приемы Иваном Грозным иностранных посольств, прибывавших в Россию из Англии, Дании, Швеции, Речи Посполитой, от крымских ханов, и царские свадебные пиры. В подклетной части здания сохранились и дворцовые палаты с мощными белокаменными погребами, уцелевшие в лихую годину польско-шведской интервенции начала XVII века, когда многие сооружения царского кремля сильно пострадали. Совершенно необычна архитектура царских подземелий. Подвалы дворцов Александровской слободы не только уходят глубоко вниз, а поднимаются кверху высокими мощными белокаменными сводами и, что совершенно необъяснимо, имеют красивой формы окна, выходящие наружу.
Каждый камень этих погребов и палат помнит поступь грозного царя и его верных слуг. Возможно, именно в этих палатах английский посланник Джером Горсей видел несметные сокровища, которые показывал ему сам русский царь. Александровские подземелья своей мрачной красотой пугали иностранцев, приезжавших к Грозному в Слободу, и рождали легенды о жестокости царя и его времени. Самую большую палату, примыкающую к домовому храму российского самодержца, которая была возведена на месте тронного зала, занимает главная экспозиция музея "Государев двор в Александровской слободе", рассказывающая о 17-летней истории опричной столицы России.
Здесь разместились художественные и интерьерные экспозиции "Сенник постельный", "Столовая палата XVI века", повествующие о событиях особой важности, значимости и торжественности, высоких приемах иноземных послов и царских свадьбах, которые 500 лет назад происходили в александровских дворцах и подтверждали высокий политический статус этого места. На следующей фотографии - Трон Ивана Грозного.
Каждый памятник "Александровской Слободы" - надежный хранитель старины, а любая экспозиция музея-заповедника - это увлекательное путешествие в таинственный мир средневековья. Единожды приехав, хочется возвращаться сюда снова и снова, каждый раз заново открывая для себя легендарное прошлое царской слободы и ее роль в одном из самых переломных моментов истории родного Отечества.
|
||||
|