Поиск в Банке рецептов |
|
|||||
|
|||||
|
Лувр. Греческие, этрусские, и римские древностиТретий отдел археологических находок является преемником "музея древностей", открывшегося в Лувре в 1800 году. В этом первом коллекционном фонде наряду с королевскими коллекциями появились произведения, вывезенные из Италии при французских завоеваниях, но всего лишь небольшое их количество было спасено от реквизиций, организованных Союзниками в 1815 году Несмотря на это, музею удалось заново пополнить свои фонды греческими, этрусскими и римскими древностями, и по сей день он продолжает постоянно делать новые приобретения, благодаря чему этот отдел стал одним из известнейших центров классической археологии. Его коллекции расположены, с одной стороны, в галерее Дарю, во дворе Сфинкса и на первом этаже юго-западной части зданий Квадратного двора, а с другой стороны, на втором этаже среднего крыла (в залах, выходящих на Сену), в западном крыле, в залах Генриха II, в Бронзовом зале. Новое расположение коллекций, предусмотренное проектом Большого Лувра, закрепляет ранее отведённые им залы и размещает их в новые помещения вокруг двора Висконти, находящиеся под галереей Дарю; им будет также отведена северная часть и половина галереи южного крыла в зданиях Квадратного двора. В связи с расширением выставочной площади разрабатывается новый план расположения коллекций отдела. История античного искусства, приходящаяся на период от истоков элленизма до заката Римской империи, проиллюстрирована здесь замечательным образом. Мрамор, бронза, керамика, изделия из драгоценных металлов, слоновой кости, стекла, фрески, мозаики сменяют друг друга в этой блестящей веренице. Скульптура также представлена на протяжении всей коллекции и представлена таким количеством шедевров, что трудно сделать выбор. Несомненно то, что нужно сразу отметить по крайней мере два произведения, принадлежащих к эпохе архаики, продлившейся с 7-го до начала 5-го века до н.э., при сопоставлении которых мы ясно видим, чем отличались друг от друга течения, питавшие греческое искусство. Это дорийская "Мадонна из Оксера" и ионийская "Гера Самосская". Первая скульптура, названная так из-за своей былой принадлежности к коллекции из округи Оксера, является одним из древнейших из ныне известных примеров греческого ваяния (ок. 630 год до н.э) Эта статуэтка маленького размера, со сдвинутыми ногами, плотным телосложением, обтянутая в тунику, стянутую в талии широким ремнём, с покрытыми коротком пелериной плечами и тяжёлым египетским париком на голове, поражает своей сдержанностью и суровостью стиля. Она позволяет нам ясно увидеть ведущую роль Критской цивилизации. Цилиндрическая форма второго произведения, относящегося к более раннему периоду (ок. 560 г. до н.э.), говорит о его месопотамском происхождении и отражает совсем другой стиль: деликатно очерченные и затушёванные формы тела, таинственным образом создающие впечатление жизни. Лёгкость ткани, элегантность складок одежды характерны для Ионии, откуда происходит это старинное изображение богини. Недавно на острове Самос, в том же храме, была найдена статуя, которая составляла с ней пару, и различие состоит лишь в надписи. Обе статуи, вероятно установленные на массивной квадратной плите, поднятой тогда же при раскопках, были посвящены неким Керамисом богине Гере. И как не упомянуть среди других памятников греческого архаизма, сохранившихся в Лувре, "шедевр, выполненный с необычайным изяществом и искусством" (Ж. Шарбонно). Это "Голова Рампэна" (ок. 550 г. до н.э.) - элемент группы из двух победоносных всадников; торс и часть тела лошади находятся в Акрополе, в Афинах вместе в другими фрагментами. Классический период, в особенности 5-й век до н.э., широко представлен многочисленными рельефами большого достоинства, в числе которых можно назвать знаменитую голову Лаборд - смесь мягкости, чистоты линий и энергии. В ней была опознана управляющая колесницей Нике с западного фронтона Парфенона в Афинах. Ещё очевиднее выступают художественные особенности каждой из больших школ, находящихся у истоков этого расцвета, и заметен решающий шаг вперёд, сделанный греческим искусством ваяния в течение века при сопоставлении двух фундаментальных произведений. Одно из них - метопа "Геракл и критский бык" из храма Зевса на Олимпе, построенного между 470 и 460 гг. до н.э., а второе - фрагмент фриза с изображением панафинейской процессии из Парфенона, выполненный, как и голова Лаборд, между 442 и 432 гг. до н.э. Простота и сила композиции "Геракл и критский бык", великолепно сложенные тела, некоторая сдержанность форм, которая, подчёркивая тени, придаёт объёмность мускулам, вполне характерны для дорийской техники Как пример аттического искусства, которое так оригинально и гармонично сумело вобрать в себя совершенно противоположные качества доризма и ионизма, можно назвать фриз "Панафинейская процессия - Эргастины", выполненный как и остальное украшение Парфенона под влиянием Фидия. Этому фризу свойственны тщательность исполнения, умелое ритмирование, живая и грациозная царственность поз. Всё в этой торжественной процессии молодых девушек, ткавших полотно для празднеств, проходивших каждые четыре года в Афинах, создаёт впечатление самого совершенства. Начиная с 4-го века до н.э., греческие скульпторы, постепенно удаляясь от классических идеалов, всё более приближаются к человеческой сущности. Патетика Скопаса, чувственность Праксителя, героика Лизиппа, открывают путь, по которому пойдёт скульптура элленической эпохи. Многие из выставленных в наших залах произведений являются драгоценными свидетельствами той эпохи, как например, если уж говорить о мужских моделях, "Аполлон, убивающий ящерицу", оригинал которого выполнен Праксителем приблизительно в 350 г. до н.э., или "Гладиатор Борсез" руки художника 1 -го века до н.э. Агасиаса Эфеза, по всей видимости, вдохновлённого лизиппской моделью Невозможно умолчать о двух статуях, несомненно способствующих всемирной известности музея и принадлежащих этому периоду: "Нике Самофракийская" и "Венера Милосская". Первая изображённая стоя, с развёрнутыми крыльями на носу галеры и создающая впечатление борьбы с ветром, от которого её туника из тонкой материи липнет к телу, выполнена в честь морской победы родийцев в конце 3-го и начале 2-го века до н.э. В 1950 году была найдена её правая поднятая рука и было сделано предположение, что этим жестом она возвещала об этой победе. По всей вероятности, ранее она находилась в большой нише, возвышающейся над "архитектурным пейзажем" Кабирского храма. Другая статуя, которую принято считать шедевром античного искусства и идеалом женской красоты, изображает Афродиту. Её оригинал, найденный в 1820 году на острове Милос, относится к концу 2-го века до н.э., что во всяком случае, серьёзно подтверждается стилистическими критериями: "Пропорции тела, полные движения линии тела, очень хорошо продуманный контраст между глубокими складками её одеяния и обнажённым торсом" (Ж Шарбонно), хотя безмятежное её лицо напоминает нам стиль гениального Фидия. И, в конце концов, скульптурные произведения римского периода, которые занимают значительное место в наших коллекциях. В то время как все они в разной степени демонстрируют влияние искусства Греции и элленизма на Рим, многие из них принадлежат к двум областям римского искусства, в которых по-настоящему проявилась его оригинальнальность. Это скульптурный портрет и исторический рельеф. Многочисленные статуи, бюсты и головы, медали с изображением императоров и членов их семей или же просто частных лиц позволяют наиболее полным образом проиллюстрировать историю портрета, начиная с республиканской эпохи Восточно-Римской империи. Некоторые из них считаются шедеврами, например, "Бюст Агриппы", который был сообщником и зятем императора Августа, или голова его жены Ливии из базальта, или ещё один портрет - такая очаровательная и трогательная "голова молодого принца из императорской семьи Антонидов". Можно также проследить развитие исторического рельефа, начиная с 2-го века до н.э. по 2-ой век Настенная скульптура была основным украшением римских мемориальных памятников Одна из них, самая древняя и наверное самая типичная из этих "скульптурных картин", находится в Лувре. Это фриз, украшавший с одной стороны большое четырёхугольное основание храма Нептуна в Риме, который назвали, как считают на сегодняшний день, по ошибке "Алтарём Домития Ахенобарбуса" (фриз, украшавший три другие стороны, находится в Мюнхенском музее скульптуры). Главным его сюжетом является жертвоприношение "Suovetorilia": по обе стороны алтаря, находящегося в центре, располагаются бог Марс и судья (представитель власти), которому по всей видимости и посвящен рельеф. По сравнению с ним часть знаменитого фриза "Ара Пакис" - алтарь Мира, посвященный императором Августом Риму в 9-ом году до н.э., может показаться более "греческим" из-за особенностей своего рисунка, разнообразия поз и драпировок, по манере обработки рельефа, но, судя по расположению фигур, богатству рельефа, правдоподобию всей сцены (она не идеализирована как в Эргастинах) представленная на нём процессия остаётся тем не менее типично римской. В изучении скульптуры немаловажную роль играют и изделия из бронзы, которые позволят вам открыть для себя различные аспекты греческой, этрусской и римской цивилизаций, особенно когда речь идёт о таком шедевре, как "Аполлон из Пьомбино", художественная ценность которого очевидна, чего нельзя сказать о дате, так как мнения специалистов здесь расходятся (предполагается период, начиная с 500 года до н.э. по 1-ый век) В зале, где расположена коллекция бронзовых изделий, статуи и статуэтки соседствуют со множеством других предметов, полезных или декоративных (или то и другое вместе). Здесь вы увидите зеркала, ладанки, лампы, доспехи, фрагменты мебели и утварь. Менее значительная коллекция греческо-римских изделий из драгоценных металлов тем не менее представлена в Лувре богатым выбором золотых украшений, а также большим выбором серебряных изделий, самые знаменитые из которых были найдены в Боскореале около Помпеи. Несколько хороших образцов фресок и мозаик свидетельствуют о качестве греческо-римской живописи, но музей славится, прежде всего, своей керамикой - античной отраслью искусства. Всемирно известная коллекция греческих ваз, выставленная в залах Кампана - галереи, названной в честь приобретённого в 1863 году богатого фонда, предлагает широкую панораму всех школ и всех стилей, начиная с так называемой геометрической керамики (9-8 вв. до н.э.) и кончая более поздними элленистическими произведениями (2-ой век до н.э.) (ваза в коринфском стиле, идол в форме колокола, Геракл и Антей). Историчские документы, а также оригиналы (так как греческие скульптура и живопись в своём большинстве стали известны миру благодаря римским копиям), нередко принадлежат таким мастерам, как Эксекий (ок. 550 - 530гг. до н.э.) - мастер аттической керамики с чё рными фигурами, или Ефроний (520 - 500 гг. до н.э.) - автор аттической краснофигурной керамики. В последнем зале этой же галереи, сразу после керамики, выставлены фигурки из обожжённой глины; особенно ценятся произведения элленистической эпохи из ателье Танагра и Мирина.
|
||||
|