Поиск в Банке рецептов |
|
|||||
|
|||||
|
Лувр. Искусство древнего ЕгиптаДругой всемирно известный археологический ансамбль, но созданный позднее (в 1826 г.), чем отдел искусства Древнего Востока, - это отдел Древнего Египта, как и отдел Восточного искусства он обогащался с помощью даров и приобретений. Своим развитием он во многом обязан плодотворной работе французских учёных, начиная с его создателя и первого хранителя Жана-Франсуа Шампольона - автора метода расшифровки иероглифов. Таким образом, коллекции Шампольона позволяют и сегодня наблюдать в развитии египетскую цивилизацию и искусство Древнего Египта, с самого возникновения до эпохи христианства Коллекции выставлены на первом этаже в южно-восточном крыле Квадратного двора, на так называемой Египетской лестнице и на втором этаже среднего крыла в нескольких залах, выходящих во двор. Украшение залов, выполненное между 1827 и 1833 годами, и их достойное уважения историческое прошлое оправдывают его название "Музей Карла X" Переустройство отдела позволит ему разместить коллекции и на первом, и на втором этажах крыла Квадратного двора. Во время работ самые знаменитые экспонаты будут отобраны и временно выставлены в различных залах музея. В то время как для многих этот отдел привлекателен богатством документальных материалов: бесчисленных текстов, наглядных изображений и таких предметов, как оружие, инструменты, сосуды, элементы меблировки, предметы одежды и туалета, украшения, игры, игрушки, письменные принадлежности, музыкальные инструменты, свидетельствующих о жизни и обычаях долины Нила в древности, внимание большинства посетителей всё же привлекает блестящая коллекция шедевров, некоторые из которых входят в число самых знаменитых произведений египетского искусства. Таким образом, "Кинжал Гебель даль Арак (ок. 3300 - 3200 гг. до н.э.) с рукояткой из слоновой кости, украшенной сценами войны и охоты, свидетельствует о первых проявлениях этого искусства, подчёркивая в то же время азиатское влияние, господствующее до возникновения династий. Но в тинитскую, эпоху, во времена первых двух династий, вырисовывается оригинальность египетской скульптуры, достигшей в первых веках 3-го тысячелетия замечательной техники изображения. О ней свидетельствует монумент из известняка, восходящий к 3100 г. до н.э.: "Стела царя-змеи" из царского некрополя в Абидосе Сдержанное и в то же время величественное украшение некрополя представляет собой фасад и воспроизведённое по вертикали внешнее строение дворца владыки с возвышающимся над ним соколом, символизирующим бога Гора -покровителя египетской династии, в которого она перевоплощалась, в то время как внутренняя часть аллегорически изображена в виде змеи, на которой писалось царское имя. Произведения эпохи архаики (будь то статуи из камня или из дерева или барельефы) величественны, но в эпоху Древнего Царства (ок. 2700 - 2200 гг. до н.э.) в искусстве появляются элементы реализма, что придаёт выразительность и несравнимый оттенок правдоподобия многим из ныне хранящихся в Лувре произведениям эпохи 4-ой и 5-ой династий. Эта тенденция к яркому выражению индивидуальности особенно ощутима в скульптуре "Голова царя Дидуфри" из розового кварца, которая раньше, по всей видимости, принадлежала сфинксу, или в скульптурной группе из дерева "Чиновник из Мемфиса и его жена", хотя и несколько повреждённой, и полностью раскрывается в одном из самых известных произведений искусства Древнего Египта "Сидящем писце". Эта статуя из крашенного известняка, найденная в гробнице в Саккаре, по-видимому изображает служащего из провинции Каи, статуя которого, найденная в той же гробнице, также хранится в музее Мы не знаем, кто этот персонаж с тростниковой палочной в руке и развёрнутым на коленях папирусом, но он очаровывает нас своим живым лицом и светящимся умом внимательным взглядом, направленным на того, чьи слова он должен записать. Это впечатление усилено инкрустацией глаз писца: белок выполнен из белого кварца, радужная оболочка - из горного хрусталя, а зрачок - из чёрного дерева. Реализм, присущий искусству Среднего царства (2060 - 1786 гг. до н.э.) в годы правления 11-ой и 12-ой династий, начинает во многих случаях уступать идеализму. Два произведения из нашей коллекции свидетельствуют об этом : статуя из песчаника "Главы пророков" Аменематанха, имеющая строгую, но гармоничную форму, а также статуя грациозной "Носительницы даров", удлиннёное и тонкое тело которой деликатно проступает под прозрачной туникой, покрытой сеткой бисера. Эта статуя сделана из дерева, покрытого штукатуркой а затем раскрашенного. Эта тенденция к идеализации становится всё более изыскнной и определяется в эпоху Нового царства (ок. 1555 - 1080 г.г.), слава и богатство которого не находят себе равных в истории долины Нила. Всевластие фараонов, расцвет дворцовой жизни и богатство господствующих классов способствуют зарождению по-настоящему "классического" искусства, наиболее соответствующего идеалам красоты египетского народа: эстетика, позволяющая сочетать грацию и мягкость с поисками величия и благородства. Среди свидетельствующих об этом шедевров отдела Древнего Египта нелегко сделать выбор Многие из посетителей остановятся перед статуей "Нефтис" из диорита, на которой выгравировано имя Аменофиса III (ок. 1403 - 1365гг.), чтобы полюбоваться строгой элегантностью тела богини, выполненной в полный рост и прижимающей к себе скипетр в форме папируса. Многих посетителей конечно привлечёт барельеф из крашенного известняка с могилы Сети I (ок. 1303 - 1290 гг. до н.э.) в Долине царей, на которой богиня Хатор, одетая в восхитительную тунику, протягивает Сети ожерелье - знак её божественного происхождения. Этот барельеф иллюстрирует всё очарование искусства этого периода и в него вложено много чувства. Посетителей наверняка привлечёт и поразит другое произведение, хронологически находящееся между двумя предыдущими. Это колоссальный бюст необычайных размеров из песчаника "Аменофиса Четвёртого - Ахенатона" (ок. 1305 - 1349 гг. до н.э.), преподнесённый Франции Египтом в благодарность за участие, принятое ею в сохранении монументов Нубии Он выполнен таким образом, чтобы на него смотрели снизу вверх (его верхушка находится в 4-х метрах от земли) Манера, в которой он выполнен, продиктована теми бурными изменениями, которые как в религиозной доктрине, так и в искусстве послужили толчком к возникновению натурализма Он вполне типичен для официальной скульптуры амарнской эпохи, искусству которой присуща глубина, оживлённая реализмом, не отступающим перед преувеличениями, позволяющими ему лучше отразить духовную жизнь человека, верующего в Атона. Другие прекрасные произведения напоминают нам о значительных усилиях, которые египетские скульпторы эпохи последних египетских династий приложили к тому, чтобы возродить искусство Древнего царства. Статуэтка из дерева времён 30-ой династии (380 - 342 г.г.), изображающая в полный рост человека в тунике, наиболее характерна для этого периода возврата к эпохе архаики и стилизации с характерным для него удлинением тел. Она изображает человека, одетого в длинную тунику, видимо священнослужителя, о чём говорит его обритая голова. Поздние эпохи Древнего Египта - птолемейская, романская и византийская - тоже широко представлены в коллекциях Лувра Отбор наиболее интересных античных произведений этих эпох позволил создать секцию искусства коптов. Фрагменты архитектуры, рельефыиз камня и дерева, ковры и одежда, предметы культа из бронзы, слоновой кости, изделия из стекла свидетельствуют о смене источников этого искусства, сначала фараонических, а затем греко-романских, с момента их зарождения в 4-ом веке, в период расцвета с 5 по 7-ой века и, в конце концов, в период арабского завоевания (641 г.), продлившегося до 12-го века Новая экспозиция, посвященная искусству коптов, дала возможность, кроме всего прочего, частично воссоздать, на основе архитектурных деталей внешнего и внутренних украшений, церковь 6-го века в монастыре святого Аполлона. Эта церковь находилась в деревне Бауит в Среднем Египте и была действующей, по крайней мере, до 9-го века. Её главный придел украшала написанная на дереве картина замечательной красоты, ранее находившаяся в одной из молебен обители. Она изображает смотрителя монастыря в 7-ом веке и носит название "Христос, защищающий аббата Мена".
|
||||
|