Поиск в Банке рецептов |
|
|||||
|
|||||
|
Лувр. Искусство Древнего ВостокаОтдел искусства Древнего Востока, расположенный в залах крыла Ришелье, посвященных искусству Востока, в залах искусства Севера, для которых сейчас готовятся новые помещения, а также в залах Квадратного двора, где представлено западное искусство, раскрывает перед нами почти полную панораму древних цивилизаций Азии История этого отдела, созданного в 1881 году, тесно связана с археологическими исследованиями в Месопотамии, Иране, странах Востока, на Кипре, а также на территории северной пунической Африки, начиная с раскопок Поля-Эмиля Бота в Хорсбаде в 1843 году, результатом которых явилось рождение в 1847 году первого "Ассирийского музея" Лувра, до современных раскопок Клода Шефера в Ра-Шамра и Андре Паро в Мари Интересно упомянуть также раскопки, проведённые Ренаном в Ливане (1860 г.), и экспедицию в Персию, во главе которой с 1897 года был Жак де Морган, и, конечно, раскопки французских археологов, исследовавших с 1877 по 1933 годы Телло - территорию в Нижней Месопотамии - благодаря которым была открыта шумерийская цивилизация. Необычайно богаты залы, посвященные древней Месопотамии, произведениям из Сум и Аккада. Этот период представлен важными памятниками, среди которых "Стела с грифами", воздвигнутая в 2450 г. до н.э. Эанатумом, князем Лагаша в честь его побед. Особой красотой отличается алебастровая статуэтка из Мари - шедевр шумерийского искусства, которую сановник Эбих-иль посвятил богине Иштар (прибл. 2500 г. до н.э.). Инкрустированные глаза придают живость лицу молящегося человека - эффект, который ещё больше усиливается едва заметной улыбкой на его губах. Он одет в юбку из бараньей кожи и сидит на плетёном сидении. Приблизительно в 2270 г до н.э., в эпоху Аккада, в честь своей победы над варварами, живущими в горах Загрос на границе Ирана, царь Нарамсин воздвиг стелу, которая представляет собой божество, взбирающееся на покрытую лесом гору и топчущее побеждённых ногами. От периода шумерийского возрождения конца 3-го тысячелетия, в период царствования Гудеа, сохранились многочисленные изображения князя Лагаша и среди них статуэтка из кальцита, где он держит вазу, признак божественной принадлежности. Из неё бьют живительные струи воды, полные рыбы. Среди всех экспонатов этого отдела и даже всего Лувра есть одно произведение искусства и в то же время исторический документ, который лучше всех других демонстрирует величие первого Вавилонского царства - это "Свод законов Хаммурапи" (1792 - 1750 г.г до н.э.). Этот памятник был обнаружен в Сузах, куда он был привезён в двенадцатом веке до н.э. в качестве трофея. Высота этой стелы -2,25 м; она вся покрыта колонками клинописи. Этот конический цилиндр из базальта заключает в своих колонках даже не свод законов, а просто-напросто сборник всех житейских правил и царских наставлений, целью которых было "ввести в стране твёрдый порядок и правила хорошего поведения". На самом верху стелы величественная сцена: Хаммурапи, стоя, молится перед Шамашем - богом Солнца и справедливости. В свою очередь чрезвычайно интересны и производят большое впечатление памятники-находки могучей ассирийской державы, существовавшей с 9-го по 7-ой века до н.э., такие как элементы украшения дворца Нимруд из Ниневии, а именно из Хорсбада, - крупные барельефы, рассказывающие нам о великих деяниях правителя Саргона II (721 - 705 гг. до н.э.), по приказу которого были построены эти здания, представленного здесь в качестве высшего распорядителя, отдающего приказы своему визирю о размерах дворца, который этот правитель приказал построить в Хорсбаде, свидетельствуют огромные скульптурные изображения: "Крылатые быки с человеческими головами" высотой в 4 метра, охраняющие как добрые гении вход во дворец вместе с гигантами-укротителями львов. Этот монументальный ансамбль отныне перенесён в один из дворов прежнего Министерства финансов. О цивилизациях, расцветших к востоку от Месопотамии и находящихся у подножия плоскогорья и на самом плоскогорье, которому в конце 2-го тысячелетия до н.э. иранские завоеватели дали своё имя, рассказывают другие коллекции. Раскашенные керамические предметы, вазы с изображениями животных, статуэтки молящихся из древних Суз, относящиеся к периоду с середины 6-го по 4-ое тысячелетие до н.э.; произведения эламитов, которые свидетельствуют о влиянии Месопотамии на королевство Суз в 3-ем и 2-ом тысячелетиях до н.э., такие как "Улыбающийся бог", первоначально весь покрытый позолотой; среди крупных памятников из бронзы - "Статуя королевы Напиразу"; свидетельства величия персов-ахаменидов, такие как огромная "Капитель из Суз" (капитель с быками), венчавшая одну из колонн дворца Дариуса (521 - 485 г.г донэ)вСузах,илиизэтогоже дворца - панно из покрытых эмалью кирпичей, изображающее "охрану из лучников" под названием "Бессмертные" - элиту великой армии, выступавшей на марафоне против греков; парфянские изделия из терракоты (с 3-го века до н.э. по 3-ий век) - произведения искусства, повлиявшие на ИСКУССТВО ЭЛЛИНОВ; предметы роскоши сасанидского периода (224 - 651 г.г.), как например, эта накладка в форме "Королевского бюста" конца 6-го века, в свою очередь, свидетельствующая о резком возврате иранского влияния накануне арабских завоеваний. Относящиеся к тем же зонам цивилизаций, многочисленные изделия из бронзы дают нам возможность судить об оригинальности искусства долин Лурестана, расположенных на границе Иранского плоскогорья, в период железного века. Оружие, штандарты, топорики, застёжки для одежды, бляхи для удил, украшенные изображением духов, животных и чудовищ. Этот обзор заканчивается искусством Древнего Востока. Некоторые предметы, найденные в Негев, среди которых есть и относящиеся в 4-ому тысячелетию, обнаружены в Палестине, воистину библейской стране. Многие памятники найдены на сирийско-финикийской территории Некоторые из них относятся к римскому периоду, например, "Митра из Садона" и великолепный ансамбль из города Пальмира; другие памятники - современники персидского владычества, как например, саркофаг из Сидона (5-ый - 6-ой века до н.э.), в которых ясно чувствуется влияние Египта и Ионии; есть и такие находки, которые принадлежат к ещё более далёким эпохам, такие как произведения из драгоценных металлов, найденные в Библосе и в Ра-Шамра (древний Угарит), место, где во втором тысячелетии столкнулись три цивилизации: сирийская, египетская и микенская. Не менее сложная история Кипра, начиная с неолитической (около 4000 г. до н.э.) и кончая римской эпохой, иллюстрируется многочисленными вазами, статуэтками из терракоты, драгоценностями и скульптурами, тогда как пунические и ливийско-пунические предметы, привезённые из Туниса и Алжира, дают нам представление о далёкой финикийской цивилизации. Секция искусства Ислама, находящаяся рядом с залами восточного античного искусства, демонстрирует свои коллекции в 12-и новых залах на цокольном этаже в крыле Ришелье. Архитектура этих залов позволила расположить экспонаты этой секции в хронологическом порядке, начиная со времён зарождения ислама до более поздних могущественных империй: сефевидской, отоманской и империи Великого могола. В середине и в конце этой экскурсии есть тематические объяснения. Замечательны по своим художественным достоинствам и технике исполнения предметы, которые пришли в музей из различных стран, от Испании до Индии. Среди них, например, выполненный из слоновой кости пиксид (968 г.), который носит имя даль-Мюжира, умаядского принца Испании; ваза из иранской керамики 13-го века с изображением охотника на лошади; знаменитая чаша из латуни или "Купель святого Людовика", инкрустированная серебром и золотом, изготовленная в Сирии или Египте около 1300 г., а также блюдо с павлином (керамика отоманской эпохи), выполненое в 16-ом веке в мастерских Изника, и наконец, очень выразительная "Голова лошади" из нефрита, инкрустированная рубинами и золотом, служившая также рукояткой оружия из Индии эпохи Великого могола. Все коллекции секций расположены таким образом, чтобы посетитель мог видеть целые ансамбли экспонатов, изделий из керамики и металла, что наилучшим образом позволяет охватить художественное производство и технику исполнения, характерную для той или иной эпохи. Это в большей степени относится к керамическим изделиям эпохи абасидов, сельджуков, отоманов, к металлическим изделиям айюбидов, мамлюков и изделиям из Фарса, а также к сирийско-египетским изделиям из стекла, покрытого эмалью. И, разумеется, следует отметить ансамбль из египетских изделий из дерева и предметов, найденных при раскопках в Сузах.
|
||||
|